Блог

Фламандские натюрморты

8008087

floman-naturmort
Фламандские натюрморты однозначно записываются на жестоком диске памяти, как информация о ветрянке, переболев которой ты помнишь этот факт всю жизнь. С любопытством ребенка, прилипаешь взором к картинам с изображением цветов мастеров фламандской школы живописи. Разглядываешь детали и особенности цветов, разворот головки и причудливые изгибы цветоножек. Составленный из разнообразных цветов букет был доказательством божественной мудрости и гимном красоты, воспевающим щедрость Бога, создавшего уникальные формы и позволившего изобразить эту красоту.

Несмотря на тот факт, что многие цветы изображенные в одном букете цветут в разное время, художники оставили для следующих поколений несколько секретов. Как же они ухитрялись подгадывать так условия написания? Ведь сам процесс написания картин масляными красками, да еще и в ХVII-XVIIІ был довольно затруднительным, потому что порошкообразные пигменты приходилось смешивать вручную. Тюбиков и наборов для живописцев еще не существовало. Мастера использовали методы предварительной заготовки изображений для последующего написания картин, формируя изобразительный цветобанк. Художники выполняли тщательные рисунки-заготовки акварелью и гуашью, рисуя цветы на пленерах с натуры, при разном освещении и в различных ракурсах. Пользоваться цветобанком можно было неограниченное количество раз и художники повторяли изображения на многих своих картинах.

Внимательно рассматривая букеты можно восхищаться тонкостью использования художественных навыков, позволивших создать иллюзию жизненности и естественности. Глядя на полотна, хочется оспорить термин «натюрморт», который в переводе с французского означает «мертвая природа». Ну как, такие естественные природные формы могут носить мрачное клеймо смерти? Итак, чтобы стать объектом натюрморта, цветы должны быть срезаны, а значит, подвергнуты принудительному увяданию.

Искусство натюрморта учит нас видеть и любить мир в сиюминутный момент, понимая его непреходящую ценность. Можно ограничиваться впечатлениями от любования изображениями, а можно расшифровывать послания художников. Потому что изображения предметов и цветов, в большинстве случаев наделяются дополнительным символическим значением – сообщением из прошлых веков.

Секретный код для дешифровки заключается в интеллектуальной игре, отталкиваясь от привычных реальных изображенных форм выйти на сложные ассоциации, которые и использовали старые мастера. Все это множество ассоциаций имело тайный подтекст, указывая на человеческие добродетели и грехи.

Букет в вазах уподоблен человеческой жизни, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки – знаки бренности. Символы скромности и чистоты – ландыши, фиалки, незабудки. Цветы часто изображали в окружении бабочек, символизирующих бессмертную душу, как символ спасения души. Полевые цветы и травы служили дополнительным символом бренности, в окружении аристократических культивированных цветов они подчеркивали единство человечества перед неминуемой смертью и равностью перед Богом. Темный фон в картинах дополнительно усиливал гнетущее бесперспективное отрицание смерти, и предупреждал, что все мирские радости и красоты ожидает один и тот же конец.

В картинах фламандских мастеров можно заметить универсальное правило разделения полотна на три вертикальные части. В нижней части изображения обычно располагаются знаки смерти – сломанные или засохшие цветы, осыпанные лепестки, гусеницы, улитки, мухи.

В средней части и в центре картины – символы скромности и чистоты (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов).

А увенчивал всю композицию какой-нибудь один крупный цветок, например мак или роза – символ добродетели и венец творения, в окружении бабочек и стрекоз.

Цветочные натюрморты могли еще дополняться предметами, небрежно разбросанные на столе, перед вазой с букетом. Например, лопнувший плод граната символизировал рог изобилия и плодородие, Христа и его искупительной жертвы. Земляника – знак мирского наслаждения и соблазна, а пустые раковины моллюсков знак пустых плотских удовольствий. Яйца – традиционный знак Воскресения.

Работы фламандских мастеров настолько гипнотические, что манят взоры и приковывают внимание независимо от предпочтения эпох в истории живописи. А расшифровывать картины теперь можно зная еще один язык – художественный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *